Четверг, 14.11.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Школа №3 Рамитанского района Бухарской области

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок открытых мыслей : «Рыцарь Вася».
[ Скачать с сервера (3.55 Mb) ] 11.02.2016, 20:34
Тема:Урок открытых мыслей : «Рыцарь Вася».
Дата: Четвёртое февраля Класс: 5
Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996)
Цели:
1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора.
2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления.
3. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выполненные по произведениям Ю. Яковлева.
Использование ТСО: компьютерная презентация.
Оформление доски:
1. Название урока: «Быть Человеком».
2. Литературные термины: композиция, юмор, портрет, антитеза.
Высказывания писателя:
3. «Вот он идёт, мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек!»
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье».
Ход урока
Вступительная беседа
В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
- Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора? - Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.
- Чем привлекает вас прослушанная вами песня?
(Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя).
Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
Знакомство с биографией Ю. Яковлева
- Несколько штрихов биографии писателя. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу.
Краткое сообщение
Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести. Беседа по прослушанному материалу
- Вопрос на внимание: какую юбилейную дату Юрия Яковлева справляла литературная общественность летом 2002 года? (80-летие)
- Мир писателя . Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях? (о смелых, благородных, бескорыстных)
- Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье»
- В качестве определяющих слов для урока я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются).
Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением
- Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?
- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).
Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя. Индивидуальная работа экспертам: работа со словами «рыцарь», «благородство» по толковому словарю.
Окружающие Сам Вася Автор
1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг) - Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку) В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных)

«Рыцарь Вася» А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев
Примерные вопросы для обсуждения
Слово – экспертам.
У слова « рыцарь » - 2 значения:
1. В феодальной Европе – военный человек.
2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.
- Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»? (имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).
- Обратите внимание на рисунки. Определите самый яркий, запоминающийся эпизод по выбранным сюжетам. ( Спасение мальчика ). Каким изображён рыцарь на представленных рисунках? (на коне, в доспехах, вооружён). Что вы знаете о рыцарях Средневековья?
- Объясним слово « благородство » (Самоотверженный человек и есть благородный) Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой? Таков ли Вася? ( Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе.)
Лексическая работа сравнительного характера
Индивидуальное задание:
- Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя
(Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?
Остальные: выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке. (Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять: поплелся)
- Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)
- По композиции эпизод спасения малыша занимает гораздо меньше места.
Однако слово «ТЮФЯК» здесь же автор употребляет 7 раз! Почему? (чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).
Действительно, поступок человека говорит о многом!
1. Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям.)
2. Всегда ли мы до конца понимаем тех, кто рядом с нами?
Размышление над концовкой рассказа
- Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста?
(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)
- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?
(не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу)
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок.).
- На этот раз родители вместе с вами выполняли домашнее задание: книга
Ю. Яковлева была выбрана на первом родительском собрании для домашнего чтения.
Ю. Яковлев считал себя детским писателем. А вызывает ли интерес его творчество у взрослых читателей? (заслушать 5- 6учащихся: отзывы родителей на произведение Ю. Яковлева).
- А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году!
- Состарилось ли оно?
- Какие произведения не стареют? ( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)
Выводы по уроку
- Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии.
- Поднимитесь те, кому мы должны быть благодарны за сегодняшний урок (поблагодарить ребят за сотрудничество).
- Каждое произведение чему-нибудь учит.
Домашнее задание
-Дома ответить на вопрос: «Какие уроки я получил, читая рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»?»
Категория: Мои файлы | Добавил: Нигора
Просмотров: 1267 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Playyer
Block content
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz