|
Каталог файлов
Урок открытых мыслей : «Рыцарь Вася».
[ Скачать с сервера (3.55 Mb)
]
| 11.02.2016, 20:34 |
Тема:Урок открытых мыслей : «Рыцарь Вася». Дата: Четвёртое февраля Класс: 5 Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996) Цели: 1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора. 2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления. 3. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом. Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, выполненные по произведениям Ю. Яковлева. Использование ТСО: компьютерная презентация. Оформление доски: 1. Название урока: «Быть Человеком». 2. Литературные термины: композиция, юмор, портрет, антитеза. Высказывания писателя: 3. «Вот он идёт, мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек!» «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ход урока Вступительная беседа В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. - Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора? - Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев. - Чем привлекает вас прослушанная вами песня? (Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя). Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их. Знакомство с биографией Ю. Яковлева - Несколько штрихов биографии писателя. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу. Краткое сообщение Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести. Беседа по прослушанному материалу - Вопрос на внимание: какую юбилейную дату Юрия Яковлева справляла литературная общественность летом 2002 года? (80-летие) - Мир писателя . Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях? (о смелых, благородных, бескорыстных) - Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье» - В качестве определяющих слов для урока я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются). Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением - Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове? - А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором). Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя. Индивидуальная работа экспертам: работа со словами «рыцарь», «благородство» по толковому словарю. Окружающие Сам Вася Автор 1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг) - Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку) В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных) «Рыцарь Вася» А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев Примерные вопросы для обсуждения Слово – экспертам. У слова « рыцарь » - 2 значения: 1. В феодальной Европе – военный человек. 2. Перен. Самоотверженный, благородный человек. - Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»? (имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже). - Обратите внимание на рисунки. Определите самый яркий, запоминающийся эпизод по выбранным сюжетам. ( Спасение мальчика ). Каким изображён рыцарь на представленных рисунках? (на коне, в доспехах, вооружён). Что вы знаете о рыцарях Средневековья? - Объясним слово « благородство » (Самоотверженный человек и есть благородный) Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой? Таков ли Вася? ( Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе.) Лексическая работа сравнительного характера Индивидуальное задание: - Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя (Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами? Остальные: выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке. (Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять: поплелся) - Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.) - По композиции эпизод спасения малыша занимает гораздо меньше места. Однако слово «ТЮФЯК» здесь же автор употребляет 7 раз! Почему? (чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом). Действительно, поступок человека говорит о многом! 1. Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям.) 2. Всегда ли мы до конца понимаем тех, кто рядом с нами? Размышление над концовкой рассказа - Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста? (Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя) - Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия? (не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу) - Прав ли Вася, что смолчал о лжи? (С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок.). - На этот раз родители вместе с вами выполняли домашнее задание: книга Ю. Яковлева была выбрана на первом родительском собрании для домашнего чтения. Ю. Яковлев считал себя детским писателем. А вызывает ли интерес его творчество у взрослых читателей? (заслушать 5- 6учащихся: отзывы родителей на произведение Ю. Яковлева). - А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году! - Состарилось ли оно? - Какие произведения не стареют? ( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.) Выводы по уроку - Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии. - Поднимитесь те, кому мы должны быть благодарны за сегодняшний урок (поблагодарить ребят за сотрудничество). - Каждое произведение чему-нибудь учит. Домашнее задание -Дома ответить на вопрос: «Какие уроки я получил, читая рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»?»
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Нигора
|
Просмотров: 1267 | Загрузок: 4
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|